ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект: 1.Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: — проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; — помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными; — контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил; — не давайте ребенку категорических указаний , избегайте слов «нет» и «нельзя»; — стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии; — избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку; — реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.); — повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; — не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; — выслушивайте то, что хочет сказать ребенок; — для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 2. Изменение психологического микроклимата в семье: — уделяйте ребенку достаточно внимания,проводите досуг всей семьей; не допускайте ссор в присутствии ребенка. 3. Организация режима дня и места для занятий: - установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи; - чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь; - снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания; - оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; - избегайте по возможности больших скоплений людей; - помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности; 4. Специальная поведенческая программа: - придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля; - не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка; - чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям; составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите или договоритесь о соглашении на определенные виды работ; воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией; не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка; - постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком; - не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; - не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; - помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап; - не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев; - объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться. Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы. Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: - лишение удовольствия, лакомства, привилегий; - запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; - прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); - чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамей! е штрафников»; - холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»; - внеочередное дежурство по кухне и т.д. Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в по-стоянием поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни. Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— /10 лет. (Опорный источник : А.Л. Сиротюк "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью")
|
|
|
|