Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В ДОУ я провожу консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка. Консультации для родителей и воспитателей могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповые консультации поводятся по опеделенной тематике. актуальной для данной группы.Индивидуальные консультации проводятся по запросу родителей / воспитателей или по показаниям психологической диагностики.
Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Моя просветительская работа в ДОУ заключается в:
- проведении систематизированного психологического просвещения педагогов (тематика – см. «Примерный перечень» ниже).
-проведении систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей ( тематика – см. «Примерный перечень» ниже).
- создание информационных уголков «Советы психолога».
Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и опирается на игровые технологии и приемы.
Перечень тем психологического просвещения
Педагоги
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Особенности работы педагога с проблемными детьми. (СДВГ)
3. Стили педагогического общения.
4. Психологические основы работы с семьей.
Родители
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Воспитание гиперактивного ребенка.